О храме

ЛЕТОПИСЬ НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА АВЧУРИНО (ОВЧУРИНО, ЯКОВЛЕВО)

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ
В наиболее ранних документах от 1630 г. Авчурино упоминается как деревня, т.е. храма Божия не было. «У Оки, по соседству с речкою Кривушею, была деревня Яковлева, Овчюрино тож., ныне Авчурино, в 12 верстах от Калуги. Была в вотчине за Абрамом Фед. сыном Дурным» (Калужский уезд во времена Михаила Феодоровича. – Калуга, 1894. С. 60).
А вот год 1689-й можно считать годом построения церкви в деревянном исполнении. За этот год от 14 октября по указу святейшего патриарха «велено ново построенной ц-ви НИКОЛАЯ чуд., которую построил стольник Федор Александров сын Хитрово в Подгородном стану в вотчине своей в селе Авчюрине Яковлеве тож, на попа с причетникам положить дани вновь по сказке окольничего Александра Савостьяновича Хитрово человека его Ивана Злепова с попова, с дьячкова, с просвирницына, да с приходских дворов». Скупые строки указа той далекой поры донесли до нас дату построения церкви и, имя храмоустроителя, чтобы св. церковь поминала за упокой души имя раба Божия Федора во веки вечные (Калужския десятина. – М., 1903. С. 67).
В описании к Калужскому атласу (СПб, 1782, № 127) пишется: «с. Овчурино и дер. Прудки, Князя Сергея Васильевича Гагарина с выделенною церковною землею в 2-х местах. Село расположено при копаном пруде, церковь каменная Димитрия Селунского, дом господский деревянный, с плодовитым садом, деревня на правом берегу безымянного ручья, на котором пруд и мельница об одном поставе, церковная земля в первом месте по обе стороны безымянного ручья, во втором на Суходоле, земля иловая, хлеб и покосы средственны, лес мелкой, крестьяне на оброке. В 26 дворах проживало 124 мужского и 118 женского населения. Земли состояло 440 десятин1377 кв. саженей».
По благочинническим ведомостям за 1812 год церковь показана каменной, без приделов «в твердости, утварью довольна».
При ней земли казанной пропорций 33 десятины. Причт этой землей не пользовался. Вместо этого по договору заключенному в 1809 г. между членами причта и прихожанкой, статской советницей Анной Петровной Полторацкой, которая обязалась выплачивать ежегодно ругу священно-церковнослужителям. Деньгами 350 руб. и, кроме того, пользоваться 8 десятинами сенокоса; жительствовать в домах, построенных Полторацкой.
Приходских дворов на тот период было 75. В них проживало лиц «мужеска» пола 404 души.
По данным за 1814 г. священнику было установлено денежное довольствие в размере 300 руб. в год. Кроме того, он получал: ржи три четверти, овса три четверти, ячменя четверть и картофеля три четверти. Дьячку и пономарю полагалось деньгами по 150 руб., ржи четверть, овса четверть, ячменя четверть, картофеля две четверти. В Рождественских дачах причт пользовался сенокосными угодьями «осьмью десятинами» и огородом. Причту было выгодно получать от помещицы ругу т. к. от церковной земли не надеялись получить хороший урожай.

СТРОИТЕЛЬСТВО ПРИДЕЛА
Вдова Анна Петровна Полторацкая задумала превратить Авчуринскую церковь в мавзолей-усыпальницу покойного мужа и обратилась за помощью к В.П. Стасову, который отнесся к этой затее с трогательным вниманием и ответственностью. Над проектом перестройки Авчуринской церкви архитектор работал на протяжении нескольких лет и создал несколько вариантов. В окончательном варианте зодчий нашел оригинальное решение расположить гробницу в крипте под новым приделом таким образом, чтобы сквозь отверстие в своде была видна верхняя плита надгробия.
Восточная часть церкви была несколько расширена за счет пристройки теплого придела во имя Сошествия Святого Духа, с западной стороны построен портал в виде лоджии, служившей одновременно основанием для небольшой звонницы.
К строительству придела приступили в начале 1820 г., когда проект перестройки был подписан и согласован с епархиальным архитектором. В фондах Государственного архива сохранился документ госпожи статской советницы Анны Петровны Полторацкой: «В с. Авчурино, находящемся в Пастве Вашего Преосвященства, состоит каменная холодная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Мое усердие есть присоединить к оному храму вновь придел каменный, теплый во имя Сошествия Святого Духа. А по окончанию оного приступить к переделке настоящего храма Святителя Николая, причем прилагаю план строения, испрашиваю на то и другое Вашего Архипастырского соизволения и благословения». Документ датирован мартом 14 дня 1820 г. (В этом разделе использованы материалы А.В. Кандидова).
Строительство осуществлялось архитектором Луиджи Пелли. Стасов принимал в нем активное участие. По его указанию еще в 1819 г. заготавливались необходимые материалы. Им выполнен проект иконостаса, заказаны иконы знаменитому художнику академику А.Е. Егорову для теплой церкви.
25 февраля 1825 г. госпожа Полторацкая подала прошение в Калужскую духовную консисторию на имя преосвященного Филарета, епископа Калужского и Боровского о приготовлении вновь построенного придела во имя Сошествия Святого Духа. Указом из консистории освящение придела поручено благочинному Калужской Мироносицкой церкви протоиерею Иоанну Лаврентиеву с выдачей нового освященного атласного антиминса. Священнику Авчуринской церкви Василию Акимову антиминс был выдан под расписку. Антиминсов на этот момент в Калужском Архиерейском доме не оказалось и пришлось обращаться в соседнюю епархию к преосвященному Дамаскину, епископу Тульскому и Белевскому с просьбой одолжить святой антиминс. 2 апреля 1825 г. придел освящен во имя СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на апостолов (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 4580).
В 1826 г. прах Дмитрия Марковича перенесли в новую усыпальницу. Достройка остальных частей церкви и отделочные работы продолжались до 1833 г. Посетившая в это время Авчурино Вера Петровна Стасова писала брату: «Как хороша большая церковь Анны Петровны, почти совсем готова, только иконостас не вызолочен, весной будут золотить».
В 30-40-х годах XX века Мария Петровна Полторацкая сделала несколько рисунков видов села Авчурино. На одном из них изображена новая церковь с другим, по сравнению с первоначальным обликом, видом. Стасов превратил её в памятник позднего классицизма с характерными для творческого почерка архитектора деталями и в композиции, и в декоративном оформлении фасадов здания (большие полуциркульные окна, лепные фигуры летящих ангелов и др.). Сохранив прежние масштабы церкви, зодчий совершенно изменил её внешний вид, придав ей светский характер.
Проект поражает своей простотою благородством. Он предусматривал упразднение колокольни, устройство нового купола над повышенным средним объемом, пристройку симметрично расположенных портиков – все это придавало зданию облик изящного паркового павильона. Возможно такое решение постройки было избрано благодаря особенностям её расположения на берегу пруда в окружении густой зелени деревьев. Проект не был осуществлен из-за внезапной смерти хозяина усадьбы Д.М. Полторацкого в 1818 году.

КЛАДБИЩЕ
В церковной ограде находилось небольшое кладбище, где покоились члены причта и состоятельные прихожане. Приходское кладбище располагалось в четверть версты на пригорке. Окопано по периметру канавой.

РАСПОЛОЖЕНИЕ
Церковь располагалась от консистории в 15 верстах, от местного благочинного в селе Логино в 40 верстах. Ближайшие церкви: на юго-западе Николаевская в селе Потросово (Никольское), что за Окой в 2 верстах, в селе Створожня в 5 верстах, на севере Димитриевская в селе Сухининки (Репнино) в 3 верстах. Приписных церквей не было. В приходе находились две часовни, обе на упраздненных в 1910 г. кладбищах деревень Криуша и Георгиевское (Горки).

ШКОЛА
С 1887 г. при церкви существовала церковно-приходская школа. В октябре 1889 г. на должность учителя заступил Николай Мещерский после окончания Гурьевской сельскохозяйственной школы. Законоучителем состоял приходской священник о. Димитрий Луганский. В д. Криуша находилась одноклассная земская школа.

ЗЕМЛЯ
Усадебной земли при церкви вместе с погостом церковным состояло 3 десятины 2030 кв. саженей, из которой площадь 484 кв. саженей занимала церковь, стоящая на господской земле. Пахотной 26 десятины 263 кв. саженей, сенокосной 3 десятины 2030 кв. саженей, под дорогой и неудобьями 532 кв. саженей. Всего более 33 десятин. Качество земли суглинок. До 1900 г. причт землей не владел, получал от помещика Д.Д. Полторацкого так называемую ругу: 115 руб. деньгами, кроме того, 15, 5 четверти ржи, 5 четвертей ячменя, 11 четвертей овса и 5 четвертей картофеля. По данным за 1916 г. священник владел землею, и сам её обрабатывал, псаломщик сдавал в аренду за 40-50 рублей годовых.
По справке благочинного округа о состоянии церкви в 1824 г. значится: «земли 33 десятины, отмежеванной из владельческой дачи госпожи вдовы статской советницы Анны Петровны Полторацкой. Священнослужители оной землей не пользуются, а получают жалование от означенной госпожи Полторацкой. На весь комплект деньгами, хлебом, ячменем. Дома их стоят на господской земле, построенные новым коштом и отданные оным во владение».

ДЕНЕЖНЫЙ КАПИТАЛ
Церковные доходы состояли из билетов Калужского отделения Госбанка и находились в (билетах) свидетельствах Калужского общественного братьев Михаила и Павла Малютиных банка по разряду пятипроцентных вкладов. Общая сумма доходов вместе с кружечными в год составляла около 800 рублей.

ПРЕСТОЛЫ
Главный престол освящен во имя святителя НИКОЛАЯ, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, память 9/22 мая – перенесение мощей святителя и Чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари и прославление 6/19 декабря.

Второй престол освящен в приделе во имя СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА на апостолов
Празднование престола происходит на другой день, т. е. на 51-й день после воскресения Иисуса Христа.

ОПИСЬ ЦЕРКОВНОГО ИМУЩЕСТВА
История донесла до нас сведения о том, как был приготовлен и обставлен придел. Согласно описи имущества за 1825 г. в ново устроенном приделе во имя Сошествия Святого Духа находилось: «Иконостас соснового дерева, покрытый белым лаком, в нем царские двери резные, позлащенные с иконами Благовещения Богородицы с четырьмя евангелистами. Над ними сияние позлащенное.
По правую сторону царских врат образ Спасителя в позлащенной раме. На южной двери образ Димитрия Ростовского в позлащенной раме. За южной дверью образ Сошествия Святого Духа в позлащенной раме.
По левую сторону царских врат образ Божией Матери с привечным младенцем в позлащенной раме. На северной двери образ праведной Анны и мученицы и мученицы Агафоклеи в позлащенной раме. Хоругви в бронзовых позлащенных рамах с сиянием, из коих на первой образ Спасителя и Покрова Пресвятыя Богородицы. На другой образ Калуженской Божией Матери и Происхождение Честных Древ.
Престол дубового дерева, парчи зеленого цвета и французского штофа с золотыми крестами. Крест серебряный, позлащенный, гладкий, на нем распятие литое». Помимо этого в приделе находилась прочая церковная утварь и одежда.
Согласно акта от 15 июня 1922 г. Советской властью изъяты наиболее ценные вещи, содержащие драгоценный металл. Среди изъятых вещей значилось: 2 дарохранительницы, дароносица, 4 сосуда в комплекте с приборами, 4 напрестольных креста (два оставили), 2 кадильницы и 2 венца. Все изъятые вещи содержали в себе серебро и представляли драгоценность в прямом смысле слова.
Согласно описи осталось в храме: два престола, два жертвенника, два иконостаса, шесть киотов, тридцать одна икона в том числе одна с серебряным венцом, шесть Евангелиев (с них взяли только покрышки), два выносных креста, три кадильницы, пять аналогиев, четыре хоругви, четыре лампады, семь больших подсвечников, плащаница, двенадцать висячих паникадил, три люстры, семь одежд на престоле, двенадцать священнических и семь диаконовских, два медных чайника и кувшин, 40 церковных книг, три тарелки для сбора денег, четыре ковра, два занавеса, купель, четыре венца и кое-что из мебели. На колокольне находилось шесть колоколов.
В акте стоят подписи народного судью А.В. Тарина, члена Волисполкома (подпись неразборчива), за представителей от верующих подпись поставил Антон Стефанов в присутствии приходского священника Димитрия Луганского.

ПРИХОД НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ
По благочинническим ведомостям за 1812 г. в приходе находилось 75 дворов госпожи Полторацкой с числом жителей 404 души мужского пола (ГАКО, ф. 33, оп. 1, д. 2083 за 1813 г.).
По состоянию на 1900 г. в селе Авчурино располагался дом помещицы Ольги Михайловны Полторацкой. В нем проживало 4 мужского и 8 душ женского пола. Далее в тексте (1-4-8); в дер. крестьян Криуша (72-197-225) в 2 верстах от церкви; в дер. Георгиевская (66-232-230) в 5 верстах; в дер. Анненки (Новая) (31-94-109) в 2-х верстах; в дер. Сычино один двор с 10 душами. Всего в приходе состояло 171 дворов с числом жителей 532 мужского и 577 женского населения.
В последующие годы приходских дворов увеличилось незначительно. Господских домов показано два при том же числе проживающих. Мужского населения снизилось на десять душ, женского незначительно возросло.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
В 1891 г. объявлено одобрение епархиального начальства прихожанам Николаевской церкви и помещице Полторацкой за пожертвование 118 руб. 66 коп. на благоукрашение приходского храма (КЕВ, 1891, № 20, ч. оф. С. 424).
В 1891 г. объявлено одобрение епархиального начальства приходскому священнику Дмитрию Луганскому и церковному старосте Петру Аккуратнову за заботливость о благолепии Николаевской церкви (КЕВ, 1891, № 20, ч. оф. С. 424).
В 1906 г. получил благодарность епархиального начальства Николай Андрианович Кусков за пожертвование 100 руб. в Николаевскую церковь на поминовении рабы Божией Марии (КЕВ, 1906, № 10, ч. оф. С. 163).

ПОСЛЕСЛОВИЕ
В 1919 г. прихожане не подписали договор на взятие храма в свое ведение, что предопределило его закрытие в 1929 г. Первоначально в здании храма расположилась пекарня РАЙПО. В конце 80-х годов устроен склад для хранения баллонов сжиженного газа. В начале 90-х годов ХХ столетия часть церковного здания рухнуло, другая, более ранней постройки уцелело и продолжает медленно разрушаться.